«Сведения об образовательной организации»
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает:
«приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
На основании данного перечня можно определить средства обучения и воспитания:
-
Оборудование, необходимое в образовательном процессе:
-
учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
-
тренажеры и спортивное оборудование.
-
Учебно-наглядные пособия:
-
плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
-
гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные.
-
Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства.
-
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:
-
учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал;
-
образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
-
видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.
Средства обучения и воспитания МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» Подробнее здесь...
Таким образом:
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общая дидактическая роль средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно - аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения:
-
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-
сотворчество педагога и обучающегося;
-
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.